И Артём, и мы, псковские реставраторы, всегда знали, что нас связывает зодчество. Независимость суждений, способность считывать в памятнике архитектуры иногда почти неуловимые знаки переделок, понимание конструкций, поиск истины в исследованиях, редкая работоспособность, четкая, профессиональная (ручная!) графика - эти качества безоговорочно ввели Артёма в сферу псковской реставрационной школы.
Наша совместная работа началась в 1982 году, когда судьба забросила Артёма в Псков. Он окончил Ленинградский архитектурный техникум и учился (с перерывами) в Ленинградском университете на отделении искусствоведения, так и не закончив его. К моменту приезда в Псков у Артёма уже был опыт работы в институте «Спецпроектреставрация», в составе которой числилась псковская Архитектурно-реставрационная мастерская №4, куда Артём и был принят. Кроме захватывающей реставрационной деятельности ему ничего было не надо. Жилья не было – он ночевал тут же, в комнатке бывшего общежития на Некрасова, 9, где размещалась мастерская. Можно сказать – на рабочем месте. Это не вызывало ни интереса, ни протестов у начальства – так начинали почти все иногородние реставраторы в Пскове. Архитектор работал, выполнял план, заодно караулил помещения и архив.
Открытый, с большим чувством юмора, Артём обладал чудесным обаянием. За время работы в АРМ-4 с Артёмом дружили или были откровенны самые разные люди – от академиков до техников. Знаменитые праздники-карнавалы в АРМ-4 в 1980-х годах без Артёма не мыслились. Он многое умел и искрился идеями и в работе, и на дружеских застольях. Но все же работа была образом жизни, как у настоящего творческого человека.
Полный список памятников, исследованных Артёмом с 1982 по 1986 годы в Пскове, еще предстоит уточнять. Но вот известнейшие в истории русской архитектуры здания, в изучении которых он принимал участие и с которыми позже работала группа архитекторов под его руководством:
Крепость в городе Порхове XIV в.
Усадьба Строгановых в селе Волышово Порховского района. Главный дом и постройки усадьбы. XIX в.
Палаты С. И. Поганкина XVII в. – проект реставрации.
Довмонтов город, церкви восточного комплекса, XI-XVI вв. – проект консервации.
Дом Ксендза в Пскове XVII в.
Приказная палата в Пскове XVII в.
Дом Массон в Пскове XX в.
Церковь Михаила Архангела в Городце – XIV-XVII - проект реставрации
Церковь Козьмы и Дамиана с Примостья, XV в.
Отмечаю здесь, что проведенные Артёмом и его группой исследования должны были стать основой для проектов реставрации памятников. К сожалению, у Министерства культуры в те годы всегда не хватало финансирования на завершение работ и проекты складывались «на полку».
Артём Конов и его Золотые ворота. Большой Екатерининский дворец в Пушкине. 11.03.2019 г.
После 1986 года Артём работал в Ленинграде-Санкт-Петербурге, где, по информации его коллег, принимал участие в реставрации и приспособлению к современному использованию таких памятников как ансамбль «Новая Голландия», Дворец Петра III в Ораниенбауме, Большой Екатерининский дворец в г. Пушкине (восстановление ограды с Золотыми воротами), Императорский павильон на Загородном проспекте, особняк Кочубея и Дом Зингера (Дом книги)*
До 1992 года (до полного прекращения финансирования реставрации в Псковской области) он успел, вместе с архитектором И.А. Хаустовой, восстановить собор Димитрия Солунского в Гдове.
Год назад Артём вернулся в Псков, сюда, где остались его детища – незаконченные проекты, застывшие во времени памятники архитектуры, о которых он помнил и даже начал писать аналитические статьи, например, о церкви Михаила Архангела, которую исследовал и знал о прекрасном облике храма, скрытом за многими перестройками. Он начал работу и с другими объектами, имея огромный опыт, живой интерес и желание сохранить псковское наследие. Он активно подключился к работе Народного университета культуры, выступил с лекцией и сделал авторскую программу для курса занятий по истории и теории реставрации. Он был одним из учредителей объединенного профессионального АРХСОВЕТА, понимая, что многие вопросы архитектуры и градостроительства требуется решать совместно и говорить о них на понятном для всех языке.
Артём Конов, архитектор-реставратор высшей категории, вновь был принят как свой среди коллег и соратников, но меня не оставляет мысль, что его постигла участь знаменитого предшественника, Юрия Павловича Спегальского: он вернулся в Псков и погиб здесь на боевом посту. В День Великой Победы.
Мы приносим глубочайшие соболезнования родным и близким Артёма, скорбим с ними.
Псковское областное отделение Союза архитекторов России
Псковское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Псковское региональное отделение Союза реставраторов России
Ирина ГОЛУБЕВА, заместитель председателя Совета Псковского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.