Статья опубликована в №23 (795) от 15 июня-21 июня 2016
Экономика

Особая экономическая мина

Руководство страны назвало институт ОЭЗ неэффективным вложением средств в экономику
Денис Камалягин Денис Камалягин 21 июня 2016, 08:44
Особая экономическая мина

Так на начало июня выглядит территория особой экономической зоны «Моглино».

Информация газеты «Коммерсантъ» о приостановлении федерального финансирования особых экономических зон привела в замешательство власти ряда регионов: по информации издания (позже подтверждённой пресс-секретарём президента Дмитрием Песковым и другими чиновниками) Владимир Путин отдал поручение прекратить работу десяти особых экономических зон, а остальные передать на баланс регионов. Связано это с тем, что вложенные в зоны средства не принесли желаемого эффекта. И вот теперь власти регионов и руководители ОЭЗ наперебой уверяют, что их проекты не закроют, а сама идея передачи ОЭЗ на уровни регионов принесёт успех. Большинство наблюдателей комментируют эти реплики одной фразой: хорошая мина при плохой игре.

Ключевым вопросом при обсуждении судьбы особых экономических зон стал не только таинственный список из 10 ОЭЗ, которые будут закрыты, но и сам факт передачи остальных проектов регионам: если уж федеральный центр счёл для себя зоны непосильной ношей, то как без федеральных средств с проектами справятся на местах? Тем более если предположить, что федеральные власти захотят почти полностью устраниться из проектов: тогда инвестиционная привлекательность зон – без федеральных гарантий и статуса – упадёт гораздо больше.

Сами власти со своим отношением к зонам долгое время не могли определиться: вплоть до конца 2015 года правительство активно развивало проекты в регионах, а, например, замминистра экономического развития Александр Цыбульский в декабре 2015 года заявил в Липецке, что «особые экономические зоны доказали свою эффективность».

Уже в апреле этого года Счётная палата РФ неожиданно заявляет о неэффективном использовании бюджетных средств при создании зон: по мнению ведомства, вложенные бюджетные средства значительно превышали реальные потребности. Отдельно представители Счётной палаты отметили расходы на разного рода концепции по созданию ОЭЗ (только на них ушло 578,7 млн рублей), особо выделив ОЭЗ «Моглино»: псковские власти выложили сингапурской фирме Jurong Consultants Pte Ltd 112 млн рублей в качестве оплаты консультационных услуг.

По мнению Счётной палаты, затраты на концепции требуют отдельного расследования со стороны правоохранительных органов. Проверкой аудиторов заинтересовались и в Генпрокуратуре.

По итогам исследования аудиторы назвали восемь неэффективных зон: — ОЭЗ ТРТ «Долина Алтая», ОЭЗ ТРТ «Байкальская гавань», ПОЭЗ «Ульяновск», ОЭЗ ППТ «Моглино», ОЭЗ ТВТ «Иннополис», ПОЭЗ «Советская гавань», ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь». При этом по соотношению объёма вложенных средств федерального бюджета и объём привлеченных инвестиций и уплаченных налоговых платежей особая экономическая зона «Моглино» оказалась второй с конца, обойдя лишь «Советскую гавань» (не собравший налогов и инвестиций «Иннополис» был создан только в 2015 году). При вложении 2881,5 млн рублей федеральных средств объем привлеченных инвестиций и налогов составил лишь 3 млн рублей за четыре года существования «Моглино».

Псковская инвестиционная площадка стала не только одной из самых неэффективных в России: в начале года федеральное акционерное общество «Особые экономические зоны» через суд истребовало у ОАО «ОЭЗ ППТ «Моглино» 132,4 млн рублей долгов за пользование займом.

* * *

9 июня после того, как стало известно о поручении Владимира Путина, Цыбульский заметно сменил риторику. «Уже в 2014 году мы понимали, что есть проблемы с развитием такого, казалось бы, важного инструмента экономического развития, и было принято решение о его улучшении, - поведал замминистра каналу «Россия-24». – В первую очередь это необходимость большего вовлечения регионов, на территории которых созданы особые экономические зоны, в их управление, увеличение финансовой ответственности субъектов».

Замминистра экономического развития Александр Цыбульский полагает, что некоторые из ОЭЗ были созданы слишком рано или слишком необдуманно. Фото: «Российская газета»

Цыбульский заявил, что почти с самого начала (то есть с 2006 года. – Д.К.) схема создания ОЭЗ была слишком либерализована, Министерство экономического развития стало раздавать возможности создания зон под ответственность регионов. «Как нам кажется, некоторые из этих площадок были созданы слишком рано или слишком необдуманно, и часть из них сегодня не имеет никаких перспектив для развития».

Повторимся, список особых экономических зон, которые будут закрыты, по-прежнему не озвучен, а само поручение Путина должно быть исполнено до 30 июня.

Пресс-служба АО «Особые экономические зоны» от каких-либо комментариев отказывается, отправляя с вопросами по «Моглино» в Министерство экономического развития. На вопрос, ведутся ли переговоры о передаче псковской ОЭЗ на баланс региона, в материнской организации сообщают, что «не обладают такой информацией», и эти подробности тоже советуют узнавать в федеральном ведомстве.

Минэкономразвития официально предлагает дождаться той же даты – 30 июня.

Директор управляющей компании ОЭЗ «Моглино» Ольга Торбич искренне уверена, что её организации распоряжение президента Путина не коснётся. Распоряжение, вероятнее всего (!), касается тех особых экономических зон, которые не выполняют определенные критерии в рамках федерального закона о создании ОЭЗ, цитирует Торбич «Псковская лента новостей». «Мы под эти критерии не подпадаем. Наша деятельность осуществляется, ведется – и достаточно, я считаю, успешно. Речь, видимо, идет о тех зонах, на которых фактически не обустраивалась площадка, нет резидентов и они не ведут в течение трех лет никакой деятельности», - крайне предположительно отозвалась она о перспективах «Моглино».

Комментировать слова президента и фантазировать, что же он имел в виду, пришлось не только Торбич. Руководство сразу нескольких регионов бросилось заверять прессу, что их особые экономические зоны [вероятнее всего] не закроют: об этом говорили и в Хабаровском крае, и в Татарстане.

Спустя четыре года после создания ОЭЗ идеологи «Моглино» по-прежнему сосредоточиваются на консалтинговых услугах и обмене опытом. В частности, как сообщили «Псковской губернии» в областном комитете по инвестиционному развитию, ещё в декабре 2015 года ОЭЗ «Моглино» подписала соглашение о сотрудничестве со свободной экономической зоной «Витебск»: пока коллеги по проектам собираются проводить совместные мероприятия и заявляют об информационном партнёрстве.

После того, как в марте отношение федеральных властей стало понятно (и его наверняка донесли до регионов инвестиционные лоббисты), в мае руководство Псковской области и представители «Моглино» неожиданно активизируют процесс создания зоны и буквально загоняют туда (пока, правда, в большей степени с помощью заголовков в государственных СМИ) двух первых резидентов, которые, по информации пресс-службы региона, начинают строить на площадке производственные объекты. Губернатор Турчак в конце мая в отчёте перед депутатами рапортует об успехах промышленной зоны и заверяет, что все работы идут «в точном соответствии с графиком». Кроме того, в конце мая Турчак заверял, что на начало 2016 года в «Моглино» зарегистрированы пять резидентов, которые будут заниматься производством коммунального оборудования, штукатурно-малярного инструмента и лакокрасочных материалов, систем промышленной вентиляции и кондиционирования.

Так на начало июня выглядит территория особой экономической зоны «Моглино».

С резидентами «Моглино» у администрации Псковской области история непростая: от работы на промышленной площадке отказались многие инвесторы, в некоторых случаях даже несмотря на определённые договорённости. Сотрудничество с «Моглино» не сложилось у ряда крупных компаний, среди которых, в частности, Hyundai и Nissan. Проект первого и на протяжении долгого времени единственного резидента ОЭЗ «Моглино», компании «Тэтра Электрик», планировавшей строительство завода котлов на твердом топливе по технологии датской Brix & Kamp, провалился. Надо сказать, провалился предсказуемо: о том, что в адрес этой компании открыто конкурсное производство, «Псковской губернии» стало известно ещё в конце августа 2015 года. После заседания в УФАС, которое состоялось в сентябре 2015 года, Ольга Торбич опровергла информацию, что это тот самый «Тэтра Электрик» - дескать, просто совпадают названия.

Оказалось, что всё-таки этот.

31 октября 2015 года в газете «Коммерсантъ» было опубликовано сообщение о начале конкурсного производства в отношении ООО «Тэтра Электрик», а генеральный директор ООО «УК Тэтра Электрик» Ян Абубакиров в ближайшее время должен предстать перед судом в рамках уголовного дела о неуплате налогов в федеральный бюджет, сообщили СМИ. «Коммерсантъ» причиной провала этого проекта называет плохое планирование и отсутствие реальной финансовой поддержки. По данным издания, стоимость проекта на его старте составляла 120 млн рублей, после корректировок, внесенных в 2014 году, он включил вторую очередь и подорожал до 250 млн рублей. В самом «Моглино» сообщают, что договор с «Тэтра Электрик» еще не расторгнут. По каким причинам – неизвестно, но можно предположить, что в стратегическом смысле сейчас вопрос качества резидентов заметно уступает количеству.

Данную статью можно обсудить в нашем Facebook или Вконтакте.

У вас есть возможность направить в редакцию отзыв на этот материал.