Андрей Васильев и раньше не всегда вписывался в канон бардовской песни, но здесь вообще пошёл на эксперимент. Концерт назывался «В зеркале времени». В афише было напечатано: «Концерт авторской песни и старинной музыки».
В псковском творческом объединении «Махаон» экспериментами занимались и раньше. Нынешний – один из наиболее успешных (в союзе с псковским дуэтом «Музыканты ветра»). Да и зал Псковской областной универсальной библиотеки оказался для такой музыки подходящим. Во всяком случае, более подходящим, чем традиционный Малый зал ГКЦ.
Эксперимент, судя по всему, не разовый. Формируется целая программа, которая прямо просится быть записанной на диск. Очевидно, что это не просто сборник разных песен. Здесь старинные инструменты подчёркивают протяжённость времени. Как поёт Андрей Васильев, «Я из ветхого времени новое время слеплю…» Старинные напевы – не просто реверанс в сторону прошлого. Это попытка убрать границы между разными временами или хотя бы сделать их не такими видимыми. То же самое касается и разных жанров, и разных авторов. Андрей Васильев, в основном, поёт свои песни. Музыку и стихи пишет сам. Но если берётся сочинять музыку на чужие стихи, то подбирает их так, что они соответствуют тому, что он сам пишет много лет. Это не вставные номера. Так произошло и на этом концерте. В «зеркале времени» отразились стихи поэта, которого не стало в 2004 году – Геннадия Кононова. Вторым номером прозвучала песня на стихи Геннадия Кононова («Вот сентябрь. На закате заплачет стекло…»)
О Кононове вспоминают в Пскове часто, в первую очередь благодаря песням, исполняемым Вадимом Андреевым. У Андрея Васильева другой подход. Он играет на гитаре, но временами кажется, что это лютневая музыка. Корни где-то там, глубоко. И тогда получается «Вот сентябрь…» («Вот сентябрь. На закате заплачет стекло, // И в тазах запыхтит золотое варенье. // Все фигуры расставлены, время пошло, // время сбора плодов, время дыма и тленья…») Здесь в стихах Кононова соединились сбор урожая и тленье. Это не праздник сбора урожая и не похороны. Геннадий Кононов написал о неизбежном переходе в новое измерение, а Андрей Васильев положил на музыку и спел. Не всякое варенье бывает золотым, но здесь – получилось.
Светлана Родионова на концерте «В зеркале времени».
После этого концерта возникло желание снова обратиться к четырёхтомнику «Фолк-возрождение». Это история о том, как на новом витке развития в Англии и США в пятидесятые-шестидесятые годы ХХ века возник интерес к фольклору. Несколько лет не брал эти книги в руки. Второй том открывается эпиграфом из Мандельштама. Там есть такие строки: «Я получил блаженное наследство – чужих певцов блуждающие сны…» Мы все получили в наследство огромное количество старинных песен, а заодно и музыкальных инструментов.
С фолк-музыкой в нашей стране произошло примерно то же, что и с дуэтом «Музыканты ветра». Начинали они с западного средневекового фольклора, в основном – английского. А потом оборотились и к своему фольклору – при этом, не отказываясь от приобретённого ранее. Жанры стали смешиваться, обогащая друг друга.
Программа была разделена на три части. В первой кроме названных прозвучали «Следы», «Круги по воде», «Два коня» (на стихи Станислава Золотцева), «Серебряный ангел», «Мне причудилось утро»… Затем был блок, где в центре внимания были «Музыканты ветра» - в основном со старинными песнями на других языках, включая латынь: Laude novella, When The Winter, Primavera… Ну и «Раздольная», конечно (сочинение Музыкантов ветра»)… А третий блок был самым интригующим. Андрей Васильев к тому времени снова поднялся на маленькую библиотечную сцену и даже немного подыграл на малознакомом ему инструменте – укулеле. Прозвучали свежие песни, в том числе и премьерная «Уходящее лето».
Андрей Васильев с укулеле. Фото: Алексей Семёнов / ПГ
В одной из песен, прозвучавших в библиотеке, есть такая строка: «Оглянись на меня, безголосого недопоэта…» У Андрея Васильева, разумеется, есть свой голос и с поэзией у него тоже всё в порядке, но автору иногда важно сомневаться в своих силах. Такой подход позволяет двигаться дальше, и новая программа – тот самый случай, когда движение происходит прямо на глазах. Возможно, оно так очевидно потому, что и дуэт «Музыканты ветра» тоже не стоит на месте. Здесь ощущается общее движение. Ведь сказал же Алексей Епифанов, что первоначально они исполняли старинную английскую музыку, а потом приобщились к музыке восточно-европейской. Так в его руках оказались псковские гусли. И здесь лишний раз убеждаешься, что музыкальные инструменты с разных континентов друг с другом прекрасно сочетаются. Русские, гавайские, африканские, английские…Время создания песен тоже не имеет решающего значения. Они могут быть написаны вчера или тысячелетие назад. Если вы получили что-то в наследство – это не значит, что его нельзя приумножить.
«Мы сами стали нотами Вселенной, звучащими по воле божества…», - поёт Андрей Васильев, и звучит это без пафоса, буднично. Это вообще свойственно средневековой музыке, в частности, лютневой: о важных вещах говорить без высокопарности.
Одна из ключевых песен новой программы – «Иштар» Андрея Васильева. Она не только о богине шумеро-аккадской мифологии. Ядовитый разум, войны, любовь, поиски выхода… В Иштар всё это соединялось, она была и Венера, и Марс. И это ближе к жизни. Часто любовь и ненависть не противоположны, а дополняют, питают друг друга. Но то далёкое время осталось в клинописных знаках на глиняных табличках. Оно застыло в музеях - в форме статуй всемогущей богини (куполообразный убор, украшенный рогами, цветочные розетки у висков). Но в «зеркале времени» отражаются не они, а то, что окружает нас сейчас. Свежий яд, свежая кровь, острая ненависть-любовь и питательная надежда на спасение.
Чтобы уверенно двигаться вперёд, надо то и дело вглядываться в старинное зеркало.
Чтобы оперативнее следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», в «Телеграме» и «Фейсбуке».